доходы, расходы и дефицит бюджета:
жизнь между мирами изобилия и дефицита
Переговорная комната компании с красивой дубовой мебелью... длинный массивный стол и лежащие на нем корпоративные журналы... молочно-белые кожаные кресла с простеганными клеткой спинками... две степенные секретарши разных возрастов расставляющие брендированные чашечки с напитками перед каждым из семи собственников группы компаний...
Разговор начинается немного неуклюже, но доброжелательно: шутки, демонстрация фотографий на телефоне, ласковый троллинг друг друга по имени отчеству.
Мужчины знают друг друга много лет и разговор мелодично переходит к теме:
- Куда мы все идем? Чего по-настоящему хотим увидеть в будущем?
И бессознательный посыл — каковы доходы и расходы бюджета этих трансформаций?
Телефоны отложены, листы приклеены бумажным скотчем к стенам кабинета.
В течение двух дней работы меня удивили не столько принятые решения о будущей доле рынка, расширении линейки продуктов или планируемом дефиците бюджета.
В глаза бросились несколько вещей:
1. Руководители конструктивно ищут варианты достижения своих целей соизмеряя их с доходами и расходами бюджета.
Никто не жалуется на проблемы, нет упаднических настроений или скептичных высказываний.
Строят схемы, оценивают возможный дефицит бюджета, конструктивно спорят.
2. В команде пристальное отношение к оценке реальных фактов.
Уважительно, но очень настойчиво мы отделяли мнения от фактов, чтобы сбалансировать доходы и расходы.
Сбор и анализ фактов — муторная работа с кучей звонков, уточнений, подборки цифр и сверки данных.
Но именно на ее основе мы создали самые сильные решения.
3. За два дня я ни разу не услышал слова «невозможно» или «не реально».
В этом коллективе не принято «отсекать» варианты решений, наоборот, их нужно дополнять и усиливать.
Технология перехода из дефицита бюджета к изобилию
С этой командой руководителей мы впервые встретились в корпоративном формате в 2016 году, сразу после моей выездной Мастерской на Горном Алтае, где разбиралась тема «Бизнес-диалектики».
Я на подъеме от личных инсайтов вкратце рассказал о существовании 18 диалектических пар, одну из которых (дефицит бюджета - изобилие возможностей) мы внедрили в работу группы компаний клиента.
Было принято решение, что руководитель при принятии решения отказывается от решений из мира дефицита (недостаток в чем-либо или чего-либо), и принимает на себя обязательство рассматривать решения из мира изобилия (то, что никогда не иссякнет).
Сама технология принятия решений проста: изобилие одного ресурса или энергии создает дефицит другого.
И наоборот.
Например, дефицит предложения вызывает изобилие спроса.
Или изобилие компетенций сотрудника создает изобилие спроса на него.
В результате у нас получилось следующее:
1. Изобилие самостоятельных решений собственников вело к дефициту развития младших руководителей и сотрудников.
Если раньше каждый собственник имел изобилие собственных решений, то после согласовали вектора развития с управленческой командой, возник дефицит ошибок персонала!
2. Дефицит оптимизации действий сотрудников приводил к изобилию вложений управленческой энергии.
Следовательно, задача оптимизации перешла из разряда «надо бы как-нибудь приступить» в разряд первостепенной важности.
3. Дефицит технологичности в работе компании вел к изобилию компетенций, которыми должен обладать каждый сотрудник.
Это повышает требования к найму, растут сроки обучения и эффективности сотрудников.
Аудит бизнес-процессов показал наличие на складе неучтенной продукции на ...цать миллионов рублей, потерю взаимодействий между подразделениями, сложности на этапе закупа, в схеме логистики, в моделях учета и планах отгрузок.
Разбирать связку дефицит-изобилие неизбежно выходишь на следующую диалектическую пару: доходы и расходы.
Проверитьте по табличке к чему вы идете: к дефициту бюджета или изобилию вариантов развития?
Мир дефицита бюджета |
Мир изобилия бюджета |
Во всем мире высокая конкуренция и дефицит ресурсов, которых на всех не хватает. Все уже распределено и поделено, поэтому нужно искать дефицитную нишу или дефицитный продукт. |
Во всем мире высокая конкуренция, но есть дефицит качества и сервиса, поэтому мы создаем изобилие качества и сервиса внутри и за пределами компании. |
Общество профессионально и личностно деградирует, сотрудники отупели и найти адекватных людей большая проблема. Хороших сотрудников просто нет на рынке! |
Общество профессионально и личностно деградирует, поэтому мы создаем в компании мощную идеологию, которая «притягивает» адекватных и самомотивированных людей. |
В компании постоянный дефицит бюджета. Денег не хватает на закупку объемных партий товара, мы не можем получить требуемую скидку при покупке, а нашим менеджерам нечего продавать. Планируем избежать дефицита бюджета за счет кредитования. |
Чтобы убрать дефицит бюджета, мы повысили оборачиваемость капитала компании: быстро обслуживаем клиентов и точно удовлетворяем их потребности. Часть клиентов ТОЛЬКО С НАМИ работают в частичную предоплату, а часть ТОЛЬКО С НАМИ сократили сроки рассрочки до минимума. |
И таких примеров решений из мира изобилия и дефицита могут быть десятки и сотни.
Голова выдает решения в зависимости от того, какую картину вы в ней нарисуете.
Поэтому не спешите отчаиваться или расстраиваться. Задайте себе вопрос:
- Из какого мира, дефицита бюджета или изобилия вариантов, я сейчас принимаю решение?
В мире изобилия вы увидите интересные решения и новые возможности.
В мире дефицита — дефицит бюджета и невозможность нормального развития.
Жизнь каждого человека разворачивается между мирами изобилия и дефицита.
Весь вопрос в том, в каком мире человек живет сам.
P.S. Благодаря взгляду из мира изобилия, клиент существенно увеличил рыночную долю в отрасли, повысил выработку на сотрудника и сократил зависимость от компетенции персонала.
Сейчас компания развивается опережающими темпами.
P.S.S. Посмотрите фильм для руководителей: Кирпичи менеджмента — технология управления компанией.
Фильм длинный, 44 минуты, но польза от него для руководителя точно есть.