Иерархия вопросов — инструмент порядка в бизнесе и жизни

Главная > Статьи > Иерархия вопросов — инструмент порядка в бизнесе и жизни

Иерархия вопросов — инструмент порядка в бизнесе и жизни 

По мере сил и времени, буду писать статьи на темы, рассматриваемые в Мастерской Острие бритвы
Материал в Мастерской последовательный и плотный, но рассмотреть ВСЕ моменты за два месяца мы точно не успеем.

Об иерархии вопросов я написал 80 страниц новой книги, но отложил ее, ввиду «выхода» на более интересную для меня тематику.
Поэтому здесь выложу некоторые тезисы без сильной развертки.

Иерархия вопросов — инструмент порядка в бизнесе и жизни

Наблюдая за Природой, мы видим действия, но не видим смыслов, почему все устроено именно так?
А если не видишь смысла, то получить четкий и безошибочный результат очень сложно.

Подняться по иерархической лестнице смыслов возможно лишь с помощью вопросов и ответов, размышлений и сделанных выводов.

Я заметил тенденцию: чем стабильнее положение человека в обществе, тем более внимателен он к ответам на поставленные им вопросы.
Общаясь с богатыми и статусными людьми каждый частью тела ощущаешь, что он ждет ответа именно на тот вопрос, который задал и именно в той интерпретации, в которой он его трактует. 

Высокая точность размышлений приводит к высокой точности результатов. 

Поэтому иерархия смыслов начинается сложными вопросами, а заканчивается простыми ежедневными действиями.

Если хочется иметь значимые достижения, то, рано или поздно, придется искать ответы на сложные вопросы. И наоборот, если хочется жить спокойно, как цветок на подоконнике, то нет смысла задумываться на высокие темы. 

Первая ступень в иерархии вопросов принадлежит двум главным вопросам: ПОЧЕМУ? и ЗАЧЕМ?

Это два самых сложных вопроса.
На них решаются ответить только очень смелые и ответственные люди.

Смелость заключается в том, чтобы решиться на такой шаг. 
А ответственность, чтобы потом сделать то, что решил. 

Вопрос «зачем?» — позволяет понять смысл деятельности, а «почему?» открывает мотив человека. 
Ответы могут быть самые разные, от «потому, что...» до четкой аргументации своих идей и принципов.

Каждый выбирает свой способ жизни сам.
Приведу примеры: 
На вопрос «зачем?» человек может иметь эгоистический мотив: 
- Затем, что я так хочу, и мне это принесет больше денег, удовольствия, признания и т.д. 

А может поставить в центр своей жизни гуманистическую идею: 
- Чтобы дети нашего города/микрорайона имели возможность заниматься спортом в профессионально оборудованном комплексе. 

Вопросы «почему?» еще более сложный, и заставляет углубиться в самую суть себя, вытаскивая спрятанные, спящие мотивы свой души. 
Нужно ли ковыряться в себе и искать правду-матку? 

Нужно, но НЕ всем. 
Есть движущие, а есть ведомые — это закон Природы.

Ведомым эти вопросы не нужны. 
А ведущие без них не смогут прийти к выбранной цели. 

Поэтому, каждому свое. 

Вторая ступень в иерархии: вопросы КТО? и ЧТО? уже проще. 

Тут все относительно понятно. 
- Кто? 
- Я. 
- Что делаешь? 
- Зарабатываю, чтобы прокормить семью. 

Все просто, понятно, без заморочек и премудростей. 
Если не получается решить вопрос, принято менять «кто?», а если не помогают, меняют «что?». 

Так уж повелось. 
Если компания теряет позиции на рынке, меняют руководителя.
Вопрос «кто?» всегда в приоритете, хотя проблема может быть совсем не в нем. Но такова уж традиция :)

Я много раз видел, как бардак в голове собственника компании, перекладывают на плечи сотрудников, обвиняя их в тупоумии и близорукости. 
Меняя сотрудников или директоров, картина не меняется, так как нет ответа «зачем?», а «кто?» каждый день находит новое «что?». 

Третья ступень иерархии, КОГДА? и КАК?

Это вопросы стратегии и тактики. 
Стратегия реже, тактика чаще. 

Из опыта могу сказать, что главная нестыковка третьей ступени — это несогласование действий во времени. 

Например, решили, что рекламная кампания запускается 16 ноября, но дизайнер сделал рекламные материалы только к 26 ноября.
Отличная идея провалилась, так как не смогли связать «как?» с «когда?»

То ли дизайнер слишком ушел в детализацию, то ли задачу поставили неверно, то ли время рассчитали неправильно...
Время ушло, да и стратегию, как следует, не проверили. Время и силы потрачены, результата нет. 

Вопрос «когда?» имеет циклическую природу. Если понять, как он работает и распланировать задачи, половина проблем решиться сами собой. 
Это проще, чем может показаться. 

Четвертая ступень: СКОЛЬКО? и НАСКОЛЬКО?

Эти вопросы отвечают за количество «сколько?» и качество «насколько?». 
Чем яснее их задаешь, тем точнее понимаешь существующие проблемы компании. 

И если вопрос «сколько?» задают все, то о «насколько?» всегда забывают. 

На примере многих компаний могу сказать, что активизация вопроса «насколько?» может дать до 30% прибыли при существующей структуре компании. Просто меняя показатели качества работы, меняется доходность компании. 

Много раз меняя мотив продавца, мы получали дополнительные деньги, ровным счетом ничего не меняя в компании. 
А отслеживая качество работы каждого сотрудника, можешь делать прогнозы на будущее, отвечая на вопрос «когда?»

Пятая ступень: КАКИЕ? КАКАЯ? КАКОЕ? и т.д. 

Уточняющие вопросы, часто не влияют на результат. 
Мозговые штурмы ОЧЕНЬ часто превращаются в обсуждение фишечек в формате «какой размер, цвет, формат, способ и т.д.», вместо того, чтобы четко определить хотя бы время и конкретные показатели. 

Вопрос «какие?» можно обсуждать до старости, но так и не прийти к общему результату. 
Поэтому на тематические встречи подобного характера я просто не хожу. Напрасная трата времени. 

Как только вы перешли в обсуждение «какие?», спросите себя: 
- А на все вопросы первых четырех ступеней мы ответили? 
- Устраивают ли меня эти ответы? 
- Готовы ли мы внедрить их на практике?

Выводы: 

1. Иерархия вопросов должна быть соблюдена, особенно, если вы хотите расти и развиваться. 
Сначала важные вопросы, потом второстепенные. 

2. Если, вдруг, не нашли ответа на вопросы первой ступени, то хотя бы четко определите вторую ступень, и не «съезжайте» с нее на четвертую и пятую, пока не пришли к конкретной договоренности. 

3. Вопрос третьей ступени отвечает за темпы развития и позволяет контролировать любые действия.
Циклы времени — невероятно сильная тема.

4. Привычка мыслить вопросами, позволяет убрать сомнения и определить приоритеты действий. 

5. Если вам показалось, что иерархия вопросов сложна и запутана, это не так.
Ее важно понять, попробовать и следовать ей. Через некоторое время вы будете точно и последовательно решать любые задачи. 

P.S. Порядок или беспорядок в бизнесе и жизни, мы создаем сами, путем решения одних вопросов, вместо других. 
Чем больше в нашей жизни ошибок, тем более второстепенными являются вопросы, на которых мы фокусируем свое внимание. 

Жизнь — сложная штука, если в ней нет места первенству, иерархии, принципам и ценностям. 

Предлагаю обсудить. 
Спасибо


Войдите или зарегистрируйтесь (и получите подарок), чтобы оставлять комментарии
 
Людмила 26.02.2016 20:04:08 Ответить

Регистрация: 22.02.2016
Уважаемый Юрий!
Ваша статья подвигла меня на написание бааальшого сочинения о себе и своем бизнесе. За что я Вам премного благодарна.
fintuning 27.02.2016 16:10:53 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
Очень хорошо, Людмила, с этого все и начинается :)
ivolkov-via 24.10.2015 17:24:39 Ответить

Регистрация: 31.01.2011
Менеджер- Роль Предсказателя и Реализатора ПРОЕКТА:

сказка об Илье Муромце - он стоит у Камня Судьбы :
- Почему - Зачем = Жизнь и Судьба привели к Камню Расплаты:
....
И всё получилось Как предсказали Богатырю Русской Земли (в Начале Жизненного Пути) Калики Переходные - Давая Энергию Здоровье и Под Обещание ЗАЩИЩАТЬ Русскую ЗЕМЛЮ ... и стал Он монахом в конце жизни Киево- Печерской лавры - в пещерах которой и похоронен Илья как Герой - погибший в 90 лет защищая город от татаро-монгол проткнутый 9ю Копьями ...
fintuning 25.10.2015 16:43:26 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
По идее да, но не так много тех, кто может, а еще меньше тех, кто хочет
yefim 23.10.2015 21:31:10 Ответить

Регистрация: 24.04.2010
Здравствуйте, Юрий!
Критически важно разделить тему «Вопросы» на «Вопросы, которые задаёшь себе» и «Вопросы, которые задаёшь другим». И поскольку речь идёт о иерархии, то, по-моему, гораздо важнее вопросы, который задаёшь себе.
Также, думаю, что тему «Вопросы» нельзя рассматривать отдельно, без темы «Ответы». Принципиальная разница в том, что на вопросы, которые задаёшь себе НЕЛЬЗЯ врать.
С другой стороны, на вопросы, которые задаёшь другим, наивно рассчитывать, что будешь услышан «в той интерпретации, в которой трактуешь вопрос», ещё более наивно рассчитывать всегда получать правдивые ответы. Способность понимать реальный смысл полученных ответов я бы выделил это в третью тему.
fintuning 24.10.2015 12:29:52 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
Добрый день, Ефим
"Критически важно разделить тему «Вопросы» на «Вопросы, которые задаёшь себе» и «Вопросы, которые задаёшь другим». И поскольку речь идёт о иерархии, то, по-моему, гораздо важнее вопросы, который задаёшь себе." - согласен. Но практика показывает, что вопросы к другим, дают почву для размышления о себе и наоборот. Не каждый человек готов задавать вопросы себе, но каждый интересуется жизнью других, поэтому степень актуальности вопросов зависит от степени осознанности человека.

"С другой стороны, на вопросы, которые задаёшь другим, наивно рассчитывать, что будешь услышан «в той интерпретации, в которой трактуешь вопрос», ещё более наивно рассчитывать всегда получать правдивые ответы." - я об этом

"Способность понимать реальный смысл полученных ответов я бы выделил это в третью тему." - а это уже искусство, доступное не многим. Как раз сейчас в Мастерской "Острие бритвы" об этом много.
марина 21.10.2015 14:36:42 Ответить

Регистрация: 23.10.2014
Добрый день,Юрий.Читала статью и переносила вопросы в сферу своей деятельности. На интуитивном уровне давно поняла что самые трудные вопросы "Почему" и "Зачем"и решение их занимает много времени и энергии.Но ответы на эти вопросы в дальнейшем и создают некий базис,основу на которой в дальнейшем будет строится весь процесс. Тут не может быть мелочей.И чем серьезнее относишься к ответам именно на эти вопросы,тем легче дальше строить процесс.Все остальное как бы "цепляется"за основу.Это выглядит как заявка на то что , что то должно начать жить. и материлизоваться. Интерено что вопрос сколько стоит почти в конце списка. то есть это производная от вышестоящих вопросов.
fintuning 21.10.2015 17:06:20 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
Добрый день, Марина
Так и есть, ответы на главные вопросы решают все остальные задачи.

"Интерено что вопрос сколько стоит почти в конце списка. то есть это производная от вышестоящих вопросов." - хотя сейчас принято делать из него культ.
Юрий1123 21.10.2015 12:20:13 Ответить

Регистрация: 09.12.2011
Мне кажется, вопрос "кто я" человеком ставится всю жизнь.
Примеряя на себя различные виды деятельности, пробуя что-то, разумные задают себе этот вопрос.
В разном возрасте, обстоятельствах и состоянии ответы могут быть далеко не одинаковыми.
Зачем и почему задают? Наверное для определения уровня своего соответствия тому чем он занимается или хочет заниматься. Заметьте, что это как раз первый уровень иерархии, предложенный нам автором.
Поэтому, вопрос "кто я" - это ПРОБЛЕМА (задача), а иерархия вопросов - ИНСТРУМЕНТ.
Когда ответил себе на этот ГЛАВНЫЙ вопрос "кто я" ты счастлив, но в этом и опасность.
" Все течет, все изменяется". СпасоБо.
shurik 21.10.2015 13:34:32 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Когда действительно ответил на вопрос "кто я", как мне кажется, получаешь не чувство или состояние счастья, а дело, которым можно заниматься всю жизнь... пока всё течет и меняется человек "мотыжит" свой участок на максимально профессиональном уровне с удовольствием и благодарностями от пожинателей результатов его труда.
Юрий1123 21.10.2015 14:06:56 Ответить

Регистрация: 09.12.2011
А сам человек не меняется, только "мотыжит" и сразу "на максимально профессиональном уровне" и точно попал в "дело которым можно заниматься всю жизнь"?
Думаю, что это о ГЕНИЯХ а их не так много.
У меня лично в жизни все сложнее и не сразу.
Рад что у Вас ответить на вопрос "кто я" получилось легко и быстро. Вам проще.
shurik 21.10.2015 15:39:45 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Человек конечно меняется, но метаний меньше. У Юры в материалах где-то есть, что людей можно условно поделить на 4 группы - Исследователь-учёный, воин-руководитель, торговец и работяга-исполнитель (Юра, поправь меня если кого не правильно обозначил). У каждой группы свои ценности и по сути в названии отражено дело жизни. Масштаб деятельности людей в каждой группе может сильно отличаться и зависит от многих факторов, таких как амбиции, способности, профессионализм... в общем, техники и инструменты для каждой группы можно совершенствовать всю жизнь. Так это это, как мне кажется, про всех, а не только про гениев.

Может быть Вы удивитесь, но если любую историю копнуть глубже, то у подавляющего большинства будет не легко и не сразу. Задумываюсь об этом каждый раз проезжая поздним вечером мимо БЦ Вега и наблюдая свет только в окнах офиса fintuning.
shurik 20.10.2015 15:34:13 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Осмелюсь выделить нулевой уровень иерархии с вопросом "кто я?". Самоидентификация очень важный вопрос, не зависимо от того, ведомый человек или ведущий. Имеется в виду Я не как ЭГО с неким именем и телом, а Я как часть общественной системы. Если человек может ответить на вопрос "кто я?" через осознание и принятие своей профессиональной роли в обществе, своих достоинств и недостатков, то ответы на вопрос почему? и зачем? сильно упрощаются.
fintuning 20.10.2015 16:22:43 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
"Осмелюсь выделить нулевой уровень иерархии с вопросом "кто я?"." - да, можно пойти и этим путем.
Его сложность в том, что без действия понять Кто я, очень сложно.

Кто я? - этот вопрос для очень разумных. И за ним обычно идет вопрос: Кто Он? :)
И завершает эту тройку главных вопросов:
- Как мы не выстроить с Ним отношения?
shurik 20.10.2015 17:37:27 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Опять не соглашусь, но ты ведь к обсуждению призываешь :)

Любой вопрос без ответа и действия не приносит результатов. Кстати, с помощью множества вопросов Почему я это делаю? а почему это? а почему это? ... можно выйти на одно или несколько слов, которым по сути подчинена вся деятельность и именно они максимально близки к ответу на вопрос кто я?

У нас вопросом "а ты кто?" в школе любили баловаться :) мне кажется что главное где он? вдруг ты это он, а он это ты, ведь нет у него других рук на земле кроме твоих и моих.
fintuning 20.10.2015 17:46:29 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
"ведь нет у него других рук на земле кроме твоих и моих." - красивая история, но не подтверждается на практике :)
Очень много чего сделано не нашими руками, и даже нет этому объяснения. Поэтому мне бы хотелось знать, кто Он :)
shurik 20.10.2015 20:44:20 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Ответ на вопрос "кто он?" может быть дан исключительно субъективно, и ни одни слова не смогут передать глубину внутреннего понимания, которое человек находит внутри себя. Следовательно, если ответ на этот вопрос и существует, то он внутри самого человека. Из чего напрашивается вывод, что он это я, а я это он :) к тому же некий внутренний голос и совесть имеют в своей основе какой-то замысел.

Если "много чего сделано" не нашими "руками", то чьими либо. А это люди, с которыми мы можем общаться и влиять друг на друга. Ведь кроме рук у человека есть другие инструменты для созидания и разрушения окружающей действительности. Соответственно результат "много чего сделано" зависит либо от нашего действия или бездействия, либо от состояния глобальных природных систем, но это уже форс-мажор на который у большинства нет возможности влияния.
fintuning 21.10.2015 8:55:01 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
"Следовательно, если ответ на этот вопрос и существует, то он внутри самого человека. Из чего напрашивается вывод, что он это я, а я это он :) к тому же некий внутренний голос и совесть имеют в своей основе какой-то замысел." - внутри он может быть, если человек слепой или живет с закрытыми глазами.
Одного взгляда на Природу достаточно, чтобы понять: мы тут не хозяева. Это кто-то другой.

"Если "много чего сделано" не нашими "руками", то чьими либо. А это люди, с которыми мы можем общаться и влиять друг на друга. Ведь кроме рук у человека есть другие инструменты для созидания и разрушения окружающей действительности. Соответственно результат "много чего сделано" зависит либо от нашего действия или бездействия, либо от состояния глобальных природных систем, но это уже форс-мажор на который у большинства нет возможности влияния." - опять логическая ошибка.
Ни воздух, ни землю, ни воду и т.д. человек не создавал. Он лишь неумело этим пользуется, не понимая смысла, откуда это все и зачем оно нужно. Действия человека, в т.ч. ученых, больше напоминают исследования маленького ребенка, который все тащит в рот, не понимая предназначения предметов.
Мы ничего не знаем об этом мире, а лишь может строить гипотезы и догадки, но при этом имеет наглость и глупость отождествлять себя с Творцами :)
Это все равно, что ребенок на семейном празднике заявляет:
- Я тут самый главный!!!
Гости кивают, но при этом весело переглядываются, осознавая глупость подобного заявления.
Есть очень хорошая фраза: "Бог создал случайности, чтобы сохранить анонимность".
shurik 21.10.2015 10:39:09 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
>> Одного взгляда на Природу достаточно, чтобы понять: мы тут не хозяева.
Никто и не утверждает, что человек хозяин природы. Человек должен быть хозяин себя, а для этого нужно как-то само идентифицироваться ответив на вопрос "кто я?".

>> Ни воздух, ни землю, ни воду и т.д. человек не создавал.
Это очевидная аксиома. Тем не менее состояние тела человека (его здоровье) и его среда обитания (результаты труда) полностью зависят от действия или бездействия. Принятие решений и эффективность действий зависит от адекватности картины мира, которую люди (в т.ч. учёные) пополняют всю жизнь. Как результат коллективного познания и общественной деятельности формируется ноосфера в которой мы живём. Всё что выходит за рамки условной зоны влияния человека нужно воспринимать как данность.

>> Мы ничего не знаем об этом мире, а лишь может строить гипотезы и догадки, но при этом имеет
>> наглость и глупость отождествлять себя с Творцами :)
>> Это все равно, что ребенок на семейном празднике заявляет:
>> - Я тут самый главный!!!
Творцами - да. Самыми главными - нет. Поясню. Если Он создал землю, воду, воздух ..., то следует полагать, что Он же создал и человека как вид, либо это сделал кто-то другой (т.е. нужно спрашивать кто Они?). В любой результат деятельности человек вкладывает частичку себя. И мне приятно думать, что мне, как и всем людям, тоже досталась частичка Творца от их предков. Однако это не даёт права на главенство кого-либо над кем-либо. Каждый должен заниматься своим делом, на своём месте.

>> "Бог создал случайности, чтобы сохранить анонимность"
Ещё говорят, что случай любит подготовленных, а подготовка требует действий, что уже попадает в зону влияния человека.
fintuning 21.10.2015 11:34:03 Ответить

Регистрация: 30.11.2007
В общем, мы друг друга поняли :)
shurik 21.10.2015 13:28:29 Ответить

Регистрация: 23.04.2012
Думаю, поняли :)

Электронная книга «Антитолпа: вырвись или растворись»

Алексей вышел из ресторана и почувствовал, как изменилась его жизнь за последние три часа… Скачать книгу >
 

Электронная книга «Школа выживания руководителя»

История моей клиентки описана с ее настойчивого посыла с формулировкой:
- Пусть другие люди…

Скачать книгу >
 

Copyright @ 2008 – 2016 Все права защищены.
Управление Консалтинг Тренинги для руководителей
Публикация материалов возможна с указанием обязательной
активной ссылки на источник www.fintuning.ru и имя автора
ООО «Компания «Тюнинг Финансов»
Fintuning.ru
Телефон: 8 (913) 705-99-97
По всем вопросам пишите fintuning@fintuning.ru